Для аниме ТВ-сериал - основная и наиболее распространенная форма. Традиции современных японских ТВ-сериалов заложил еще Тэдзука Осаму, собравший все лучшее из существовавших на тот момент американских анимационных сериалов.
Разумеется, с тех пор индустрия не стояла на месте. Она активно развивалась, испытывая влияние японских и зарубежных художественных телесериалов, а также нарабатывая собственные ходы.
Поскольку японские анимационные ТВ-сериалы - бесспорно, лучшие в мире (с полнометражными релизами все не так просто), то сейчас уже аниматоры других стран пытаются равняться на создателей аниме и заимствовать их находки и решения.
Рождение сериала
Создается ТВ-сериал на основании концепции, которая либо основывается на уже существующих разработках, литературных произведениях и так далее, либо придумывается специально.
Бюджет проекта складывается из инвестиций со стороны видео- и ТВ-компаний, а также фирм, торгующих сопутствующими товарами (CD с саундтреками, игрушками, моделями и так далее). Если сериал является экранизацией популярной манги или книги, то свою лепту вносят и издательские концерны. Иногда они даже несут основную финансовую нагрузку.
Независимо от того, является ли создаваемый сериал экранизацией или оригинальным произведением, его концепция обычно переживает серьезные изменения и уточнения при адаптации в аниме-формат.
Наиболее характерный из процессов преобразования "от текста к аниме" - сокращение второстепенных сюжетных линий и героев. Разработка аниме-персонажа - дело хлопотное, поэтому создатели сериалов предпочитают не "терять" героев и не убивать их через несколько минут после появления на экране. Впрочем, для японских аниматоров постоянство персонажей - далеко не такой безусловный фетиш, как для их американских коллег.
Ключевые слова для понимания сущности сериальной анимации - "повторение и изменение". Зритель изо дня в день смотрит сериал не потому, что ему нравится смотреть одно и то же, но и не потому, что ему нравится смотреть все время разное. Публике одновременно интересна и встреча с уже известными персонажами, и знакомство с их новыми приключениями. Поэтому секрет успеха любого серийного проекта - оптимальное соотношение новизны и повторения.
Обычно длина японского сериала кратна 13: 13, 26, 52, 96 и так далее серий. Дело в том, что телепроекты обычно демонстрируются по серии в неделю. Соответственно, 52 серии - это год показа, 26 - полгода и так далее. Если сюжет сериала не втискивается в рамки нужного числа серий, то его приходится подгонять - делать "обрезание" или вставлять серии-заполнения, не продвигающие действие, но заполняющие экранное время.
Важную роль в определении жанра сериала играет "слот" - время трансляции. Для удобства зрителей телеканалы транслируют аниме-сериалы разных жанров в разное время дня и недели. Каждый временной промежуток закрепляется за определенным жанром. Например, канал показывает сёнэн-боевики в семь часов вечера в понедельник, махо-сёдзё - в одиннадцать утра в воскресенье, а детские аниме-комедии - в пять часов дня в среду.
Зрители привыкают включать любимые каналы именно в то время, когда показывают аниме их любимых жанров. Если в это время (в этот "слот") будет показываться сериал другого жанра, то доверие к телеканалу резко упадет. Поэтому телекомпании предпочитают не допускать подобных ошибок.
В зависимости от наличия вакантных слотов сериалу могут предложить слот, не вполне соответствующий его жанру. В этом случае сериал приходится изменять или даже полностью переделывать, адаптируя его к новому жанру.
Структура сериала
Можно выделить три основные схемы организации сериала - кольцевая, линейная и спиральная. Рассмотрим их поближе.
В основе кольцевой схемы лежит статичная система конфликтов и отношений главных героев. Каждая серия начинается в той же ситуации, что и предыдущие, и в конце каждой серии восстанавливается статус-кво. Характеры персонажей при этом на протяжении сериала не развиваются, и поэтому серии можно смотреть в произвольном порядке.
Единственное нарушение композиции кольцевого сериала обычно происходит в экспозиции (вступлении), которая сводит вместе и представляет зрителям главных героев. Концепция же сериала остается неизменной на всем его протяжении.
В современной японской анимации кольцевая схема обычно применяется для детского аниме. Ее классические представители - популярные сериалы "Син-тян и его карандаш" [Crayon Shin-chan] и "Дораэмон" [Doraemon].
Главное достоинство кольцевой схемы - возможность показывать сериал на протяжении очень долгого времени, не боясь того, что им не заинтересуются новые зрители. Такой проект можно начинать смотреть с любого места и при этом быстро разобраться, кто есть кто и что есть что.
С другой стороны, кольцевой сериал не позволяет развивать главных героев и существенно продвигать сюжет. Поэтому аниматоры проектов для подростков и взрослых предпочитают другие схемы.
Линейная схема - прямая противоположность кольцевой. В ней единая длинная история просто разбивается на фрагменты, которые преобразуются в серии. Каждая серия начинается с того места, на котором завершилась предыдущая. Основное сюжетное внимание при этом уделяется изменениям в жизни и характерах главных героев.
Недостатки линейной схемы - зеркальное отражение достоинств кольцевой схемы. Линейный сериал необходимо смотреть с первой до последней серии, поэтому такой сериал трудно сделать большим. К счастью, существует уловка, известная как "ротация мотивов". Она часто применяется в художественных и анимационных "мыльных операх".
Поясню, как работает ротация мотивов. Предположим, сериал начинается с семейного конфликта. После нескольких серий персонажи разводятся и начинают новую жизнь с другими партнерами. Мотив "семейный конфликт" сменился мотивом "новая влюбленность", и зритель, начавший смотреть с первых серий второй части, быстро включится в происходящее, так как ему не обязательно знать все тонкости предшествующих конфликтов.
Отличные примеры линейных сериалов - "Таинственная игра" и "Мальчик-мармелад".
Частично достоинства первой и второй схем объединяет в себе спиральная система. В ней последовательности серий, организованных по кольцевому принципу, перемежаются так называемыми "ключевыми" эпизодами, в которых происходят события, существенно изменяющие отношения или жизнь главных героев. Также ключевые события могут регулярно происходить на фоне событий "кольцевых" серий. Скажем, истребив "односерийного" врага, герой получает в награду ценный амулет, который в дальнейшем становится важной частью сюжета.
Спиральная схема замечательно подходит для сериалов о "девочках-волшебницах". В самом деле, обычно в таких проектах есть две взаимодействующие сюжетные линии - взросление главной героини (мотив, характерный для линейной схемы) и ее подвиги в борьбе с все новыми врагами (мотив, характерных для кольцевой схемы). В ключевых сериях главная героиня переживает события, которые делают ее старше и сильнее. А дальше - снова в бой.
Самый известный пример спирального сериала - "Красавица-воин Сейлор Мун".
Организация отдельных серий
Стандартный размер одной телевизионной серии - около 23 мин. Бывают также мини-серии - около 10 мин, и супермини - около 5 мин. Последний формат встречается сравнительно редко.
Состоит каждая серия из следующих частей:
- Заставка (Opening)
- Краткое содержание предыдущей серии (в случае линейной организации сериала)
- Первая часть серии
- Перерыв на внутреннюю рекламу
- Вторая часть серии
- Реклама следующей серии (может отсутствовать)
- Концовка (Ending)
Иногда серия может начинаться не с заставки, а с завязки - первых минут серии, в которых к ней привлекается внимание зрителей. В завязке обычно происходит что-то необычное - совершается преступление, появляется новый второстепенный персонаж и так далее. Заставка в этом случае показывается после завязки. Впрочем, в аниме завязки встречаются существенно реже, чем в телесериалах с живыми актерами. Завязка - верный признак кольцевой или спиральной организации сериала.
Заставка - это сконцентрированное выражение идеи и стиля сериала. Она одновременно дает представление новому зрителю о том, какого рода события будут происходить далее, и настраивает уже опытного зрителя на восприятие сериала. Также заставка содержит все основные титры.
Большая часть заставок - это анимационные клипы на "заставочные песни". Исполняют эти композиции либо специально приглашенные музыканты, либо озвучивающие сериал актеры-сэйю. В некоторых случаях продюсеры дают начинающему исполнителю роль в сериале только для того, чтобы тот (или та) исполнил хитовую песню и стал известен широкой публике.
Особая форма краткого содержания предыдущих серий - рассказ о них от лица персонажа. Также предшествующим событиям может быть посвящена целая серия - это традиционный способ ввести новых зрителей в курс дела и одновременно сэкономить на рисовании (серия монтируется из уже готовых фрагментов).
Первая часть серии (примерно половина ее экранного времени) содержит завязку, первичное развитие событий и начало кульминации. Вторая часть серии содержит собственно кульминацию и развязку серии. Две эти части разрываются внутренней рекламой, которая держит зрителей в напряжении и одновременно представляет их вниманию сопутствующие сериалу товары. Место для рекламы обозначается специальными заставками еще в процессе создания сериала.
Обычно суммарная длина серии и внутренней рекламы равна 30 мин, это дает очевидные выгоды при организации телевизионной программы.
Реклама следующей серии обычно выполняется в стиле "рекламный ролик" - сочетание наиболее выигрышных кадров и "завлекательного" закадрового текста.
Концовке обычно уделяется значительно меньшее внимание, чем заставке, поскольку большую часть экрана занимают строчки полных титров серии. Часто концовка - всего лишь чередование статичных рисунков. Петь концовочную песню менее престижно, чем заставочную, хотя и это право дается отнюдь не каждому. Эмоционально же концовка должна успокаивать нервы зрителей, расшатанные кульминацией и развязкой. ^_^