Сиро Масамунэ (настоящее имя - Ота Масанори; р. 23.11.1961, Кобе) - классик современного манга-киберпанка.
В 1983 году во время учебы в Осакском университете искусств Сиро для сборника додзинси любительского журнала "Atlas Magazine" нарисовал киберпанк-мангу "Черная магия" [Black Magic]. Для этой манги он и придумал себе псевдоним - Сиро Масамунэ. Сиро никогда не публиковался под своим настоящим именем, и даже точно не известно, каково оно. "Ота Масанори" - лишь наиболее известная версия, официально не подтвержденная.
После окончания университета Сиро работал учителем рисования в старшей школе. Однако создание манги ему понравилось, и он продолжил работу в этом направлении. На его творчество обратил внимание Аоки Харумити, президент небольшой осакской издательской компании "Seishinsha", и предложил Сиро профессиональный контракт.
В 1985 году "Seishinsha" начало публиковать первую коммерческую мангу Сиро - "Семя яблока" [Appleseed] (1985-1989). Издание было настолько успешным, что Сиро оставил работу в школе и полностью посвятил себя созданию манги. В 1988 году эта манга была экранизирована в виде полнометражного OAV, который, однако, никак не мог передать всего ее размаха и сложности. В качестве приложения к "Семени яблока" Сиро издал в 1990 году сборник "Информация о Семени яблока" [Appleseed Databook] - подробное описание мира и персонажей манги.
В 1985 году "Seishinsha" переиздало "Черную магию" и начало печатать продолжение - "Черная магия М66" [Black Magic M66] (1986). В 1987 году по мотивам этой манги на студии "Animate Film" был создан одноименный OAV, и Сиро принял участие в его создании. Это был один из первых киберпанк-OAV в истории аниме.
В 1986 году Сиро опубликовал мангу "Доминион: Танковая полиция" [Dominion Hansai Gundan], экранизированную в 1988-1989 годах.
В 1990 году "Seishinsha" основало журнал "Comic Gaia", специально предназначенный для издания произведений Сиро и работающих в его стиле художников и мангак. Однако уже в середине 1993 года этот журнал разорился и закрылся (в связи с началом экономического спада).
В 1990 году Сиро начал публиковать в "Comic Gaia" комедийную мангу "Магия суперброни Орион" [Senjutsu Choukoukaku Orion] (1990-1991), сочетающую юмор со сложной игрой в смешение всех восточных религий.
Именно по причине закрытия журнала "Comic Gaia" Сиро не закончил работу над продолжением "Танковой полиции" и цветной мангой "Склад экзонов" [Exon Depot] (1992). "Экзон" и упомянутый ниже "интрон" - термины генетики, имеющие отношение к процессу передачи генетической информации.
В 1991 году Сиро начал издавать свое главное произведение - мангу "Опергруппа "Доспех" [Koukaku Kidoutai] (1991-), экранизированную Осии Мамору на студии "Production I.G" под названием "Призрак в "Доспехе". Экранизация, впрочем, существенно отличалась по стилю от манги, а потому не была восторженно принята поклонниками Сиро.
В 1992 году Сиро собрал все свои нарисованные для разных проектов цветные иллюстрации и издал их сборником "Склад интронов" [Intron Depot]. В 1998 году был издан его второй сборник иллюстраций - "Склад интронов 2: Клинки" [Intron Depot 2: Blades]. Оба издания были с параллельными японскими и английскими текстами.
С 1993 по 1995 год Сиро публиковал в журнале "Dragon Comics" проект "Нейрокруть: Планета пчел" [Neuro Hard: Hachi no Wakusei] - подробное описание вымышленной вселенной.
Также Сиро неоднократно принимал участие в создании приставочных игр, в том числе по мотивам своих произведений: "Sampaguita", "Gundress", "Horned Owl", "Ghost in the Shell PSX", "Black Magic M66 PC" и так далее, издавал календари, участвовал в разработке онлайновых RPG, иллюстрировал романы и повести.
Кроме того, Сиро был дизайнером персонажей и принимал участие в создании OAV-сериала "Лэндлок" [Landlock] (1995-1996) и полнометражного фильма "Богини с оружием" [Gundress] (1999) студии "ORCA". Оба аниме, впрочем, считаются сравнительно неудачными (если не считать дизайнов Сиро).
Сиро очень ревностно относится к своей личной жизни: он никогда не появляется на публике и запрещает себя фотографировать. Мало кто может похвастаться тем, что знает его в лицо. В манге Сиро обычно изображает свое "второе я" в виде осьминожки Такотю.
В отличие от многих других мангак, Сиро, став знаменитым, не уехал из родного Кобе, где жил до 1995 года, когда город был сильно разрушен землетрясением и дом Сиро сравнялся с землей. Однако и после катастрофы он не уезжал далеко от родного города.
Интересы Сиро весьма разносторонни, он читает множество книг и журналов, как художественных, так и научных. Он неплохо (для мангаки) владеет английским языком и часто пользуется им в своих произведениях. При этом он не очень любит работать (предпочитает читать или размышлять), а потому часто не выдерживает сроки публикации. В свободное время он также фотографирует пауков и делает фигурки из папье-маше.
Сиро в большей степени талантливый художник, чем писатель. Его меха-дизайны уже успели стать классикой жанра, а барочная пышность графики просто не знает себе равных. Сюжеты же большей частью связаны с описанием технологичного будущего, они ироничны и легки, хотя Сиро не чужд и оттенков трагичности, обычных для классических произведений киберпанка.