Анно Хидэаки (р. 22.05.1960, префектура Ямагути) - один из крупнейших современных режиссеров аниме.
В 1974 году начался показ ТВ-сериала "Космический крейсер Ямато" [Uchuu Senkan Yamato] (1974-1975), созданного Мацумото Лэйдзи по мотивам его собственной манги. "Ямато" произвел на Анно столь большое впечатление, что тот раз и навсегда стал отаку.
Еще в школьные годы Анно обзавелся 8-мм кинокамерой и начал снимать любительские фильмы - пародии на популярные в те годы художественные ТВ-сериалы. Тогда же Анно стал членом группы "Group Shado" - школьной любительской студии, рисовавшей "аниме" на бумаге.
Переехав в 1978 году в Осаку, Анно поступил на режиссерский факультет Осакского института искусств, где и познакомился с Ямагой Хироюки, Акаем Таками и другими своими будущими коллегами.
В институте Анно продолжал снимать и принимать участие в создании любительских пародийных фильмов, постепенно совершенствуясь в режиссуре, графике и спецэффектах. В частности, он снял и сыграл главные роли в фильмах "Ультрамен" [Ultraman] (1980) и "Улучшенный Ультрамен" [Ultraman Deluxe] (1981). Последний занял пятое место на институтском конкурсе любительских фильмов. В основе этих двух короткометражек лежал сюжет и персонажи популярного в те годы художественного ТВ-сериала "Ультрамен" [Ultraman]. Кстати, бюджет первого из этих фильмов составил 8000¥ (примерно $25 по тогдашнему курсу).
В 1981 году Анно вместе с друзьями организовал НФ-фестиваль "Daicon III" и создал пятиминутное аниме, режиссером которого был Ямага, показанное на открытии этого фестиваля. Дайкон - это японский белый редис, очень острый на вкус.
Тогда же они начали торговать майками с НФ-символикой, моделями космических кораблей и так далее. Вскоре для продажи своей продукции они открыли магазин "General Products" в Осаке, первый в Японии магазин, торгующий исключительно НФ-товарами.
В 1982 году друзья создали любительскую студию "Daicon Film". В том же году вышел их первый художественный фильм "Отряд патриотов Великой Японии" [Aikoku Sentai Dainippon]. Для него Анно создал меха-дизайны, спецэффекты, прочитал закадровый текст, а также сыграл (в костюме) одного из чудовищ.
В том же 1982 году Ямага и Анно перебрались в Токио и приняли участие в создании раскадровки первой серии ТВ-сериала "Гиперпространственная крепость Макросс". При этом они продолжали работу над фильмами студии "Daikon Film".
В 1983 году они спонсировали фестиваль "Daicon IV", где был показан их очередной художественный фильм "Возвращение Ультрамена" [Kaettekita Ultraman], получивший Гран При журнала "Animage". Анно был его режиссером, дизайнером, создателем спецэффектов, а также сыграл в нем главную роль.
В 1984 году Анно, как аниматор-раскадровщик, принял участие в создании полнометражных фильмов "Навсикая из Долины Ветров" и "Гиперпространственная крепость Макросс: Помнишь ли нашу любовь?" , а также в работе над OAV "Рождение" [Birth], более известном в России как "Мир Талисмана".
В декабре 1984 года для производства своего первого полнометражного анимационного фильма "Королевские космические силы - Крылья Хоннеамиз" Анно, Ямага, Акай и их друзья создали студию "Gainax", получив финансовую поддержку компании "Bandai".
В 1987 году "Крылья Хоннеамиз" вышли на экраны Японии и сразу стали новым словом в истории полнометражной анимации. Анно был главным аниматором, меха-дизайнером и создателем спецэффектов фильма.
В 1988 году Анно стал режиссером OAV-сериала "Стремись к вершине! Ганбастер". Это была его первая самостоятельная режиссерская работа.
В 1990 году Анно создал ТВ-сериал "Надя с загадочного моря", получивший второй в жизни Анно Гран При журнала "Animage".
Параллельно Анно продолжал работать раскадровщиком и дизайнером на целом ряде проектов. Так, в 1988 году он стал меха-дизайнером полнометражного фильма "Мобильный воин Новый ГАНДАМ: Ответный удар Чара", в 1992 году работал раскадровщиком OAV-сериала "История столицы" [Teito Monogatari] (1991-1992) режиссера Ринтаро, а в 1994 году участвовал в создании раскадровки хэнсинов Сейлор Уран и Сейлор Нептун в ТВ-сериале "Красавица-воин Сейлор Мун С" [Bishoujo Senshi Sailor Moon S].
В начале 1990-х Анно пережил тяжелый творческий кризис, был близок к самоубийству. Чтобы справиться со своими переживаниями,он начал в 1993 году работу над своим новым ТВ-сериалом "Евангелион нового поколения", уже вошедшим в число классических аниме-фильмов. Потом Анно снял несколько полнометражных фильмов - продолжений сериала.
В 1997 году Анно неожиданно снял не аниме, а художественный полнометражный фильм "Любовь и попса" [Love&Pop] - экранизацию нашумевшего романа Мураками Рю о жизни современной японской молодежи.
В 1998 году начал выходить новый ТВ-сериал Анно и студий "Gainax" и "J.C. Staff" - школьная мыльная опера "С его стороны - с ее стороны".
В 1999 году Анно и студии "Gainax" и "Group TAC" выпустили ТВ-программу "Час глупостей любви" [Ai no Awa Awa Hour], состоящую из трех самостоятельных ТВ-сериалов: "Домоправительница Эбитю", "Коумэ идет!" и "Маленькие женщины близ Вакакусаямы". Серии первого сериала продолжались по 7 минут, второго и третьего - по 3 с половиной минуты. Анно выступил в роли главного планировщика программы.
В 2000 году вышел второй художественный полнометражный фильм Анно "День церемонии" [Shikijitsu], созданный на студии "Studio Kajino" по мотивам рассказа Фудзио Фумико "Сон девушки, бегущей от реальности" [Touhimu]. В главных ролях снялись видный японский режиссер Ивай Сюндзи и автор рассказа - Фудзио Фумико. Помимо "живого кино", в фильме также использована анимация, в создании которой принимала участие "Studio Ghibli".
Анно - представитель поколения, выросшего на НФ манге и аниме, при этом он и сам отаку. Поэтому в его творчестве есть элемент "фанфиковости" - использования чужих наработок для выражения своих оригинальных идей. Конечно, Анно при этом еще и талантливый профессионал, поэтому эти самые "чужие наработки" в его творчестве обретают новую жизнь и играют свежими красками.
Он всегда готов экспериментировать, не уходя при этом в чистую экспериментальность, интересную только профессионалам. Он готов говорить на самые сложные темы и создавать сложные характеры, уже не обращая никакого внимания на то, что его герои - это герои аниме, а не реальной жизни, придавая новый смысл понятию "реалистичность" в анимации.